Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
Единый государственный экзамен представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов, выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего общего образования.
С 2009 года ЕГЭ является основной формой выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вузы.
ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, математика (базовый или профильный уровни), физика, химия, биология, история, обществознание, география, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский и китайский) в письменной форме и раздел «Говорение» (по желанию), информатика.
Участниками ЕГЭ являются:
- выпускники текущего года - лица, обучавшиеся по образовательным программам среднего общего образования, планирующие участвовать в ЕГЭ по соответствующим учебным предметам с целью использования их результатов при приеме в организации высшего образования на обучение по программамбакалавриата и программам специалитета;
- выпускники прошлых лет;
- обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет.
К экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X - XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.
Правила поведения участников в ППЭ
При проведении ЕГЭ все участники должны соблюдать правила поведения в пункте проведения экзамена и строго следовать инструкциям, полученным от организаторов.
Разрешается пользоваться только теми устройствами и материалами, список которых ежегодно утверждается совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Рособрнадзора. Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.
Во время экзамена участникам ЕГЭ запрещается:
- общаться друг с другом;
- свободно перемещаться по аудитории и ППЭ;
- иметь при себе средства связи, электронно – вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
- выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.
Члены ГЭК, в случае выявления нарушений установленного порядка проведения экзаменов, принимают решения об удалении с экзамена лиц, нарушивших установленный порядок, из ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях.
Ознакомление с результатами
Ознакомление участников экзаменов с утвержденными председателем ГЭК результатами экзаменов по конкретному учебному предмету осуществляется под подпись в течение одного рабочего дня со дня их передачи в общеобразовательные организации, а также в органы осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Курской области. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА-XI по конкретному учебному предмету.
Выпускники текущего года знакомятся с результатами экзаменов в общеобразовательной организации, в которой они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.
Другие категории участников ЕГЭ знакомятся с результатами в муниципальных органах управления образованием, в которых они регистрировались на сдачу ЕГЭ.
Участники ЕГЭ могут ознакомиться с результатами через официальный портал ЕГЭ: https://checkege.rustest.ru/
Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104-68-38
Телефон "горячей линии" Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ: +7 (495) 984-89-19
Телефон "горячей линии" Курской области по вопросам ГИА: +7 (4712) 70-33-30
Ссылки на разделы «ГИА» и «Навигатор ГИА» официального сайта Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru), на официальные сайты ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru) и ФГБУ
«ФЦТ» (rustiest.ru), а также телефон «горячей линии» Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ и телефон доверия ЕГЭ.
Тематические видеоролики, размещенные в официальной группе Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/rosobrnadzor)
Ссылки на тематические видеоролики
1) По мотивации https://vkvideo.ru/video-36510627_456239775;
2) Про страхи https://vkvideo.ru/video-365106_456239774;
3) Про энергию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239773;
4) Про лень и прокрастинацию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239772;
5) Про эмоции и эмоциональный интеллект https://vkvideo.ru/video-36510627_456239771;
6) Про память https://vkvideo.ru/video-36510627_456239770;
7) Про внешний вид https://vkvideo.ru/video-36510627_456239769;
8) Про время https://vkvideo.ru/video-36510627_456239768;
9) Про уверенность в себе https://vkvideo.ru/video-36510627_456239767;
10) Про цели https://vkvideo.ru/video-36510627_456239765;
11) Про стресс и победу https://vkvideo.ru/video-36510627_456239764.
Актуальная информация Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru) (t.me/rosobrnadzor_official).
Участникам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Места регистрации на ГИА-9
Заявление об участии в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-IX) подаются до 1 марта включительно.
Обучающиеся образовательных организаций, осваивающие образовательные программы основного общего образования, для участия в ГИА-IX подают заявление в образовательную организацию, в которой обучающиеся осваивают программу основного общего образования.
Лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования (экстерны), для участия в ГИА-IX подают заявление в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов.
Порядок информирования о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Курской области
По завершении проведения проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-IX) региональный центр обработки информации Областного казенного учреждения «Информационно-аналитический центр» Курской области передает протоколы проверки результатов участников ГИА-IX в государственную экзаменационную комиссию Курской области (далее – ГЭК-IX) для утверждения в установленном порядке.
Утверждение результатов ГИА-IX осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения результатов проверки экзаменационных работ.
После утверждения результаты участников ГИА-IX в течение одного рабочего дня передаются в органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Курской области. Специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Курской области, ответственные на муниципальном уровне за формирование региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в этот же день передают протоколы с результатами в общеобразовательные организации, расположенные на территории соответствующего муниципального образования.
Ознакомление участников с утвержденными председателем ГЭК-IX результатами ГИА-IX по учебному предмету осуществляется под роспись в течение одного рабочего дня со дня их передачи в общеобразовательные организации. Указанный день считается официальным днем объявления результатов.
Выпускники IX классов общеобразовательных организаций знакомятся с результатами ГИА-IX в общеобразовательной организации, в которой они осваивали программы основного общего образования.
АК принимает в письменной форме апелляции участников ГИА-IX.
Апелляцию о нарушении Порядка (за исключением случаев нарушения непосредственно самим участником экзаменов требований Порядка) участник ГИА-IX подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК-IX, не покидая ППЭ.
Данная апелляция составляется в письменной форме в двух экземплярах: один экземпляр передается в АК, второй экземпляр, с пометкой члена ГЭК-IX о принятии ее на рассмотрение в АК, остается у участника ГИА-IX. Член ГЭК-IX, принявший апелляцию, в тот же день направляет ее в АК.
АК рассматривает апелляцию о нарушении Порядка в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в АК и выносит одно из решений:
- об удовлетворении апелляции;
- об отклонении апелляции.
При удовлетворении апелляции о нарушении Порядка результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА-IX была подана указанная апелляция, аннулируется, и участнику ГИА-IX по решению председателя ГЭК-IX предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в иной день, предусмотренный едиными расписаниями ОГЭ, ГВЭ.
При отклонении апелляции результат экзамена апеллянта не изменяется и остается действующим.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ГИА-IX по соответствующему учебному предмету.
Данная апелляция составляется в письменной форме в двух экземплярах: один экземпляр передается в АК, второй экземпляр, с пометкой ответственного лица о принятии ее на рассмотрение в АК, остается у апеллянта.
Участники ГИА-IX или их родители (законные представители) при предъявлении документов, удостоверяющих личность, или уполномоченные их родителями (законными представителями) лица при предъявлении документов, удостоверяющих личность, и доверенности подают апелляции о несогласии с выставленными баллами в образовательные организации, в которыми участники ГИА-IX были допущены к ГИА-IX.
Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию, передает ее в АК в течение одного рабочего дня после ее получения.
АК рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в АК.
По результатам рассмотрения апелляции АК принимает одно из решений:
- об отклонении апелляции;
- об удовлетворении апелляции.
При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.
В отдельных случаях при удовлетворении апелляции вследствие выявления технических ошибок балл может остаться неизменным.
Участники ГИА-IХ вправе отозвать апелляцию:
- о нарушении Порядка в день ее подачи, не покидая ППЭ;
- о несогласии с выставленными баллами в течение одного рабочего дня, следующего за днем подачи указанной апелляции, но не позднее одного рабочего дня, предшествующего дню заседания АК.
Для этого участник ГИА-IX направляет заявление в АК об отзыве, поданной им апелляции. Участники ГИА-IX подают соответствующее заявление в письменной форме в образовательную организацию, в которой они были допущены к ГИА-IX.
Руководитель образовательной организации, принявший заявление об отзыве апелляции, незамедлительно передает ее в АК в течение одного рабочего дня после его получения.
В случае отсутствия указанного заявления и неявки участника ГИА-IX на заседание АК, на котором рассматривается апелляция, АК рассматривает его апелляцию в установленном порядке.
После принятия апелляционной комиссией соответствующего решения и утверждения его председателем ГЭК- IX результаты ГИА- IX передаются в образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям для ознакомления участников ГИА-IX с полученными ими результатами ГИА-IX.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету.
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся.
По заявлению родителей:
сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.
Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
В 1-8, 10 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:
с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
В 9-х и 11-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана.
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО.
Международные исследования качества образования
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (OrganisationforEconomicCo-operationandDevelopment – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (InternationalAssociationfortheEvaluationofEducationalAchievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (ProgrammeforInternationalStudentAssessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (TrendsinMathematicsandScienceStudy)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (TeachingandLearningInternationalSurvey)
PIAAC – Международноеисследованиекомпетенцийвзрослогонаселения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семерку лучших в Международном мониторинговом исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в Международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.
Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвященные вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, Аннэ-БеритКавли – председатель IEA и ДиркХастедт - исполнительный директор IEA.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Важность участия России в международных исследованиях
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для обеспечения качества российского образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом совершенствовать российскую систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.
За годы участия в международных сравнительных исследованиях создана организационная схема взаимодействия федеральных и региональных структур практически из всех субъектов Федерации, участвующих в проведении международных исследований в России. Сформированы базы данных образовательных учреждений регионов, которые обновляются для формирования представительной выборки учащихся для проведения очередных исследований.
Многие регионы, принимавшие участие в международных исследованиях, используют полученные материалы и приобретенный опыт в реализации региональных проектов в области оценки качества образования.
Таким образом, актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:
– необходимостью получать объективную информацию о качестве общего образования в России для повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне;
– потребностью овладеть современными технологиями мониторинговых исследований качества образования для повышения объективности и педагогической эффективности проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях.
Цели и особенности исследования
Исследование проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденной совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (https://fioco.ru/metod).
Федеральным организатором исследования в 2024 году является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования» (далее – ФГБУ «ФИОКО»).
Цель исследования – обеспечение непрерывного системного анализа, оценки состояния и перспектив развития системы образования Российской Федерации по уровню сформированности функциональной грамотности у 15-летних обучающихся образовательных организаций.
Оценка навыков обучающихся проводится по трем направлениям:
изучение читательской грамотности;
изучение математической грамотности;
изучение естественно-научной грамотности.
Исследование предполагает обработку результатов когнитивного теста и сбор контекстных данных, способствующих лучшему пониманию факторов, влияющих на результаты обучения. Изучение этих факторов позволяет определить меры по устранению их негативного влияния на результаты обучения или по усилению их позитивного воздействия. Контекстные данные собираются через анкетирование.
В каждом цикле исследования формируется общероссийская и региональная выборки ОО. В общероссийскую выборку ежегодно входят 43 субъекта Российской Федерации. Результаты общероссийской оценки репрезентируют Российскую Федерацию в целом. В региональную выборку ежегодно входят 14–15 субъектов Российской Федерации. Результаты региональной оценки репрезентативны по каждому из участвующих субъектов Российской Федерации и могут сравниваться с результатами общероссийской оценки.
Проект «Оценка качества общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» стартовал в 2019 году. В 2024 году проводится очередной цикл исследования (заключительный). Узнать подробнее об исследовании и его результатах в предыдущие годы можно на специальной странице ФГБУ «ФИОКО».
Формат проведения исследования
Исследование состоит из:
- тестирования обучающихся;
- анкетирования обучающихся;
- анкетирования администрации ОО.
Тест для обучающихся представляет собой набор вопросов (в количестве от 57 до 62) по читательской, математической и естественно-научной грамотности.
Анкета для обучающихся включает вопросы о социальных и эмоциональных навыках обучающихся, их отношении к своей ОО, своей семье.
Анкета для администрации ОО включает вопросы об основных характеристиках ОО. Исследование позволяет получить объективные данные о работе ОО и успеваемости обучающихся. Тестирование и анкетирование участников исследования проводится в компьютерной форме в режиме онлайн с использованием сети Интернет.
Исследование не предусматривает публикацию индивидуальных результатов отдельного обучающегося и выставление каких-либо отметок. Не предусмотрено использование результатов исследования для оценки деятельности образовательных организаций, педагогических работников образовательных организаций.
Требования к проведению сессий
1. Не опаздывать. Если организатор в аудитории уже приступил к зачитыванию инструкций, опоздавшие обучающиеся не допускаются в аудиторию.
2. Обучающиеся не должны покидать сессию тестирования или анкетирования без крайней необходимости.
3. Если обучающийся не может завершить тестирование / анкетирование (например, по причине плохого самочувствия) или должен покинуть аудиторию на какое-то время, соберите предоставленные ему материалы (бланк с учетными данными, ручку, черновики и т. д.).
4. Обучающимся запрещено приносить с собой в аудиторию, какие-либо справочные материалы, включая учебники, книги, калькуляторы.
5. В случае необходимости, организатор в аудитории может предоставить обучающимся черновики, однако обучающимся запрещено выносить эти черновики из аудитории. После завершения сессии организатор в аудитории должен собрать все черновики и утилизировать их.
6. Организатор в аудитории не может оказывать обучающимся какую-либо помощь в то время, когда они работают над заданиями тестирования, однако может ответить на вопросы обучающихся, связанные с анкетированием.
7. Если обучающиеся завершили работу раньше регламентированного времени, организатор в аудитории должен попросить их перепроверить свои ответы или подождать остальных (обучающимся можно предложить тихо почитать подготовленные организатором в аудитории книги или журналы, которые не связаны с выполнением домашней работы).
8. Во время проведения сессии в аудитории могут находиться только организаторы в аудитории, школьные координаторы, внешние наблюдатели и при необходимости технический специалист.
9. В целях обеспечения проведения исследования в полном соответствии с требованиями конфиденциальности копирование, фотографирование или видеосъемка материалов исследования запрещена.
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Подробная информация размещена на сайте ФГБНУ «ФИПИ».
Расписание проведения итогового сочинения (изложения)
Основной срок |
Дополнительные сроки |
|
4 декабря 2024 года |
5 февраля 2025 года |
9 апреля 2025 года |
Информация для участника
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Вправе писать итоговое сочинение по желанию следующие категории лиц:
- Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования; а также лица имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования;
- лица, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющие образовательную деятельность;
- лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья;
- обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится 4 декабря 2024 года, дополнительные сроки (5 февраля 2025 года, 9 апреля 2025 года).
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») по итоговому сочинению (изложению) обучающиеся XI (XII) классов, экстерны вправе пересдать итоговое сочинение (изложение) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные Порядком проведения ГИА-11.
Участники итогового сочинения (изложения) могут быть повторно допущены в текущем учебном году к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях, предусмотренных Порядком проведения ГИА-11, в дополнительные сроки 5 февраля 2025 года, 9 апреля 2025 года.
-
Места регистрации на итоговое сочинение (изложение)
Сроки проведения итогового сочинения (изложения): основной срок - 4 декабря 2024 года, дополнительные сроки – 5 февраля 2025 года, 9 апреля 2025 года.
Регистрация на итоговое сочинение (изложение) осуществляется не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) (до 20 ноября 2024 года, до 22 января 2025 года, до 26 марта 2025 года).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI(XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.
Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования, лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Дату участия в итоговом сочинении (основной срок - 4 декабря 2024 года, дополнительные сроки – 5 февраля 2025 года, 9 апреля 2025 года.) лица данной категории выбирают самостоятельно, регистрируются на итоговое сочинение в органе, осуществляющем управление в сфере образования муниципального района или городского округа Курской области (по месту прописки или проживания участника).
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Участники итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а участники итогового сочинения (изложения) – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) после получения РЦОИ результатов от Федерального оператора не ранее чем через две недели с даты проведения итогового сочинения (изложения).
График ознакомления участников итогового сочинения (изложения) |
|
Дата проведения итогового сочинения (изложения) |
Срок ознакомления участников итогового сочинения (изложения) с полученными результатами |
04.12.2024 (ср) |
до 18.12.2024 (ср) |
05.02.2025 (ср) |
до 19.02.2025 (ср) |
09.04.2025 (ср) |
до 21.04.2025 (пн) |
Предоставление итогового сочинения в ВУЗы в качестве индивидуального достижения
В соответствии с пунктом 33 приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1076 “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры”, поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.
Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.
Материалы на сайте ФГБНУ «ФИПИ»
В 2024/2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения.
Разделы и подразделы
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Итоговое собеседование по русскому языку в 2025 году
Итоговое собеседование по русскому языку как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования проводится для обучающихся IX классов, экстернов.
Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся IX классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (12 февраля 2025 года – основная дата проведения итогового собеседования).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование участники итогового собеседования вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (12 марта 2025 года и 21 апреля 2025 года).
С результатами итогового собеседования по русскому языку можно ознакомиться в местах регистрации.